Обучение в первом классе проводится санпин

Мбоу сош 1 – санпин 2.4.2.2821-10

Обучение в первом классе проводится санпин

С 1 сентября 2011 года вступили в силу новые санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.Новые санитарно-эпидемиологические требования затрагивают практически все сферы школьной жизни.

В них прописаны требования к зданию школы, территории, температуре и освещению в классах, указана почасовая нагрузка на учащихся разных классов, определено время на отдых и школьные перемены, приведены рекомендации к организации медицинского обслуживания обучающихся.

Данные санитарно-эпидемиологические правила являются обязательными для исполнения всеми физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией школ, воспитанием и обучением обучающихся.

Мы приведем лишь некоторые требования новых СанПинов, а полный документ можно прочитать по ссылке http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html.

Требования к размещению общеобразовательных учреждений

Земельные участки для строительства новых школ предоставляются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения, подтверждающего соответствие участки санитарным правилам.

Здания школ должны находиться в зоне жилой застройки за пределами гаражей, автомагистралей,  объектов железнодорожного транспорта, метро, маршрутов взлета и посадки самолетов.

Через территорию общеобразовательных учреждений не должны проходить магистральные инженерные городские коммуникации.

Требования к территории общеобразовательных учреждений

Школьная территория должна быть огорожена забором и озеленена на 50%, за исключением районов Крайнего Севера.На территории общеобразовательного учреждения выделяют зоны: физкультурно-спортивная зона, для отдыха и хозяйственная.

Допускается также выделение учебно-опытной зоны.Физкультурно-спортивная зона должна быть оборудована площадками для занятий спортом. Спортивные площадки должны иметь твердое покрытие, а футбольное поле травяной покров. На сырых площадках, имеющих неровности, занятия не проводятся.

Если у школы нет своей спортивной площадки или стадиона, для проведения уроков допускается использование спортивных сооружений, расположенных вблизи школы  и оборудованных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству и содержанию мест занятий по физической культуре и спорту.

На территории хозяйственной зоны должны быть мусоросборники с плотно закрывающимися крышками. Контейнеры для мусора должны размещаться на расстоянии не менее 25м от пищеблока и окон учебных классов.

Территория школы должна иметь наружное искусственное освещение.

На территории школы не допускается расположение сооружений и построек, функционально не связанных с общеобразовательным учреждением.

Требования к зданию школы

Вновь строящиеся или реконструируемые общеобразовательные учреждения должны иметь вместимость, рассчитанную для обучения только в одну смену. Высота учебных помещений должна быть не менее 3,6 метров.

Площадь классов принимается без учета площади, необходимой для размещения дополнительной мебели (шкафы для хранения учебных пособий, тумбы и пр.), и должна составлять не менее 2,5 кв.м на 1 ученика при фронтальных формах занятий и 3,5 кв.

м при групповых и индивидуальных формах работы.

Начальные классы должны быть выделены в отдельный учебный блок, имеющий выход на территорию школы. За каждым классом начальной школы должно быть закреплено учебное помещение, в котором проводятся все уроки, кроме физкультуры. Для учащихся 1-х классов, посещающих продленку, должны быть предусмотрены спальные комнаты площадью не менее 4кв.м на одного человека.

Учащиеся 1-х классов должны обучаться в помещениях, не выше второго этажа, 2-4 классов — не выше третьего. На верхних этажах (выше третьего) должны размещаться учебные помещения и кабинеты, которые посещают учащиеся 8-11 классов, а также административно-хозяйственные помещения.

На первом этаже школы должны также размещаться раздевалка, спортивный зал, медкабинет. Высота спортзала должна быть не менее 6 метров. При спортивных залах рекомендуется установить раздевалки, отдельные для мальчиков и девочек туалеты и душевые кабины.

Каждый этаж здания школы должен быть оборудован туалетами для мальчиков и девочек в расчете 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек и 1 унитаз, 1 писсуар, 1 умывальник на 30 мальчиков.

Также в школе для учащихся 5-11 классов должны быть предусмотрены комнаты личной гигиены площадью не менее 3 кв.м, оборудованные биде или поддоном с гибким шлангом, унитазом и раковиной.

Количество таких комнат берется из расчета 1 кабина на 70 человек.

Требования к оборудованию помещений общеобразовательных учреждений

В школьных учебных помещениях могут быть использованы различные виды ученической мебели, в зависимости от назначения этих помещений: школьные парты, одноместные или двухместные ученические столы, аудиторные столы, чертежные, лабораторные столы в комплекте со стульями и другие.

Не допустимо использование скамеек или табуреток. Ученическая мебель должна быть изготовлена из безопасных материалов и соответствовать росто-возрастным особенностям учеников и требованиям эргономики.

Учащиеся начальной школы должны заниматься за партами, имеющими специальный регулятор наклона рабочей поверхности.

Меловые классные доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с мелом. Они должны хорошо очищаться влажной губкой, иметь темно-зеленый цвет и антибактериальное покрытие. В школах могут использоваться также маркерные доски и интерактивные.

Спальные комнаты для детей, посещающих продленку, должны быть раздельными для девочек и мальчиков и оборудованы подростковыми или встроенными одноярусными кроватями.

Требования к воздушно-тепловому режиму

Температура воздуха в учебных помещениях, вестибюле, раздевалке, библиотеке, столовой, рекреационных должна составлять 18-24С°, в спортивном зале и мастерских 17-20Сº, в спальне, игровых комнатах 20-24Сº, в душевых 25Сº, медкабинетах 20-22Сº.

Гигиенические требования к режиму образовательного процесса

Наиболее оптимальный возраст для начала школьного обучения — 7 лет. В школу могут приниматься и дети, которым к 1 сентября исполнилось не менее 6 лет и 6 месяцев.
В классах должно быть не более 25 человек.

В классах компенсирующего обучения — не более 20 учеников.Учебные занятия должны начинаться не ранее 8 часов утра. Не допускается проведение нулевых уроков.

В образовательных учреждениях с углубленным изучением определенных предметов, лицеях, гимназиях обучение должно проводиться только в первую смену.

В школах, работающих в 2 смены, обучение 1-х, 5-х, 9-х и 11-х классов и классах компенсирующего обучения должно проходить в первую смену.

Не допускается обучение в 3 смены.

Недельная нагрузка на учеников должна быть распределена равномерно.

Чтобы предупредить переутомления и сохранить оптимальный уровень работоспособности в течение всей недели, учащиеся должны иметь облегченный день в четверг или пятницу.

Не зависимо от продолжительности рабочей недели, число уроков в день не должно превышать 5 в начальных классах (кроме 1-го), и 6 уроков в 5-11 классах.

В течение учебного дня должна может проводиться только одна контрольная работа. Проводить контрольные рекомендуется на 2-4 уроках.

Продолжительность урока не должна превышать 45 минут, для 1-го класса и классов компенсирующего обучения — 40 минут.

В 1-м классе учебный процесс строится, исходя из следующих требований:

– уроки проводятся только в первую смену и по 5-дневной учебной неделе;
– обучение имеет ступенчатый режим в первом полугодии (в сентябре-октябре по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре по 4 урока по 35 минут, в январе-мае по 4 урока по 45 минут каждый);- в середине учебного дня рекомендуется организовывать динамическую паузу не менее 40 минут;

– учащиеся, посещающие группу продленного дня, должны иметь дневной сон не менее 1-го часа и обеспечены 3-разовым питанием и прогулками;

– обучение проводится без балльных оценок и домашних заданий;
– при традиционном режиме обучения первоклассники имеют дополнительные недельные каникулы в середине III четверти.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 – 2-х классов – более 1,5 кг, 3 – 4-х классов – более 2 кг; 5 – 6-х – более 2,5 кг, 7 – 8-х – более 3,5 кг, 9 – 11-х – более 4,0 кг.

В целях профилактики нарушения осанки учащимся начальных классов рекомендуется иметь два комплекта учебников: один – для использования на уроках в школе, второй – для приготовления домашних заданий.

Учащихся, часто болеющих простудными заболеваниями, ангинами, ОРЗ, рекомендуется рассаживать подальше от наружной стены класса.
Учащихся, сидящих на крайних рядах (1 и 3 ряды при трехрядной расстановке парт), не реже чем 2 раза за учебный год, необходимо менять местами.

Ознакомиться с СанПиН 2.4.2.2821-10 можно здесь…

Источник: http://shool1reut.ucoz.ru/index/sanpin_2_4_2_2821_10/0-225

Каковы требования к объему школьной нагрузки и расписанию по СанПиН?

Обучение в первом классе проводится санпин

В соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» режим учебных занятий учащихся определяется локальными нормативными актами (как правило, это устав и правила внутреннего распорядка школы, а также учебный план).

Возможность ознакомления с данными документами должна быть обеспечена образовательной организацией для учащихся, их родителей (законных представителей) (статья 28 указанного закона).

Соблюдение режима учебного дня является обязательным как для образовательной организации, так и для родителей (статьи 41 и 44 указанного закона).

Однако образовательная организация при определении режима учебного дня учащихся должна обеспечивать соблюдение следующих правил, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189):

Время начало и окончания занятий (пункт 10.4.) 

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену. 

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается. 

Учебная нагрузка (пункт 10.6. и 10.11)

Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать: 

  • для обучающихся 1-х классов – 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры; 
  • для обучающихся 2 – 4 классов – 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры; 
  • для обучающихся 5 – 7 классов – не более 7 уроков; 
  • для обучающихся 8 – 11 классов – не более 8 уроков. 

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу. 

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей

КлассыМаксимально допустимая недельная нагрузкав академических часах
при 6-дневной неделе,не болеепри 5-дневной неделе,не более
121
2 – 42623
53229
63330
73532
8 – 93633
10 – 113734

Организация профильного обучения в 10 – 11 классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа.

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:

  • для обучающихся 1-х классов – не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2 – 4 классов – не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
  • для обучающихся 5 – 6 классов – не более 6 уроков;
  • для обучающихся 7 – 11 классов – не более 7 уроков.

Расписание уроков (пункт 10.6. и 10.8.)

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут. 

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся начального общего образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся основного общего и среднего общего образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами. 

Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2 – 4 классов – 2 – 3 уроках; для обучающихся 5 – 11-х классов – на 2 – 4 уроках. 

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне). 

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 – 4 уроках. 

Продолжительность урока (пункт 10.9.)

Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса, в котором продолжительность регламентируется пунктом 10.

10 настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.

 
Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60 – 80%. 

Особенности обучения первоклассников (пункт 10.10.)

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: 

  • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; 
  • использование “ступенчатого” режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока в день по 40 минут каждый). 
  • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
  • обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий; 
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров). 

В общеобразовательной организации может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, включающих организацию: 

  • полдника и прогулок для всех учащихся; 
  • полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения. 

Перемены (пункт 10.12. и 10.13.)

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) – 20 – 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая. 

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях. 

Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут. 

Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.

Источник: https://usperm.ru/clarify/kakovy-trebovaniya-k-obemu-shkolnoy-nagruzki-i-raspisaniyu-po-sanpin

Сколько уроков в 1 классе: по санпин, в 1 и 2 четверти, должно быть

Обучение в первом классе проводится санпин

Учебная нагрузка в школес каждым годом становится все больше, что негативно отражается на физическом ипсихологическом здоровье учеников.

Поэтому законодательными актами четкоустановлены нормы для каждого класса по количеству занятий и их продолжительности.

Родителей дошкольников часто волнует вопрос, сколько длятся уроки в 1 классе, ведь дети 6-7 леточень быстро устают. Их продолжительность, как и количество, строгорегламентируются образовательными стандартами.

Учебная нагрузка в 1 класса: по четвертям

Ребенок, только пришедший в школу из детского сада, должен пройти адаптацию к новому учебному графику. Даже если в дошкольной образовательной организации проводились занятия или будущий ученик посещал подготовительные курсы, ему все равно будет трудно в этот период.

То, сколько уроков в 1 классе, установлено в Федеральном законе «Об образовании» и СанПиНе, утвержденном в 2010 году Главным санитарным врачом России.

Количество занятий зависит от времени обучения. Законодательно установлено, что с первоклассниками должно проводиться:

  • в 1 четверти– 3 урока;
  • во 2 четверти– 4 урока.

При этом важно обратить внимание на то, сколько длится урок в 1 классе.

В 1 полугодии продолжительность занятия не должна превышать 35 минут, а перемена быть меньше 10 минут.

В школьном режиме допускается наличие «большой» перемены от 20 до 30 минут для горячего питания детей.

Первоклассники быстро устают и должны активно двигаться для того, чтобы избежать переутомления. Поэтому в образовательных учреждениях введен «оздоровительный час» или «динамическая пауза».

Он длится столько же, сколько и занятие, но в это время не допускаются учебные нагрузки, а только физическая активность.

Во втором полугодии у первоклассников устанавливается 5-дневная учебная неделя с 4 уроками ежедневно. Длительность занятий составляет 40-45 минут, и зависит от режима, установленного в школе.

При этом до конца учебного года остается динамическая пауза, проводимая на усмотрение учителя. Допускается, что в один из дней может проводиться 5 уроков, за счет занятия физкультурой.

Согласно Санитарным правилам в недельном расписании любого года обучения, в том числе и в 1 классе, должно быть не менее 3 занятий физической культуры.

Это условие должно выполняться с начала года. Соответственно, и в период адаптации первоклассники смогут заниматься физической культурой.

По СанПину рекомендуется чередовать сложные предметы с более простыми. Например, занятия музыкой или ИЗО с математикой и чтением. При этом, наиболее сложные предметы должны ставиться в расписании на второй урок.

Это связано с тем, что психологи отмечают, что именно в этот период у школьников замечен пик психологической активности, сосредоточения внимания.

Также сложные предметы рекомендуется проводить в 1 классе во вторник, среду, когда первоклассники еще не сильно переутомлены.

Образец заявления на питение в школе. [33.00 KB]

Льготное питание в школе: документы на бесплатное питание.

Внеурочная деятельность

Помимо того, сколько уроков в 1 классе по СанПиН, законодательством предусмотрена и внеурочная деятельность для школьников.

Она может проводиться как в самом образовательном учреждении, так и в Центрах детского творчества, Школах искусств и пр. Кружки и секции родители могут выбирать самостоятельно, исходя из того, что предлагается в школе.

В Федеральном законе «Об образовании» указывается, что на внеурочную деятельность в начальной школе должно отводиться не менее 10 часов. Все занятия должны быть бесплатны для учащихся.

Учеба в первом классе: требования к организации занятий

Учебный процесс в первом классе отличается от последующих годов обучения, так как именно в этот период ребенок только привыкает к школе.

Поэтому важно максимально сохранить его физическое и психическое здоровье, а также не снизить мотивацию к занятиям.

Учебно-воспитательный процесс в школе для первоклассников должен соответствовать следующим требованиям:

  • Обучение впервый год проходит в безоценочном режиме. Некоторые учителя вводят своюсистему рейтинга, однако, она не должна включать низких отметок.
  • Домашниезадания в 1 классе не предусмотрены. Также встречается, что учителя нарушаютэто правило, считая, что ребенок должен привыкать к учебной нагрузке. Нотребовать выполнение дополнительных упражнений во внеучебное время со стороныпедагога неправомерно.
  • В начальныхклассах, в том числе и первом, не разрешено проводить сдвоенные уроки.
  • В первый годобучения рекомендуется организовывать в школе группу продленного дня, гдеучащиеся смогли бы отдохнуть после занятий и совершить прогулку на свежемвоздухе.
  • Первоклассникидолжны учиться только в 1 смену. Другой режим обучения для них строгозапрещается.

Группа продленного дня организовывается далеко не в каждой школе, что связано с высокой загруженностью учреждений.

В большинстве образовательных организаций, особенно в крупных населенных пунктах, для проведения занятий вне учебного времени не хватает кабинетов из-за большого количества учащихся и классов.

Поэтому сами родители должны позаботиться о том, чтобы первоклассники соблюдали режим, правильно чередовали время отдыха и учебы.

Занятия в 1 классе начинаются 1 сентября и заканчиваются в конце мая. Учебный год не должен превышать 32 недели. Для первоклассников помимо стандартных каникул предусматриваются дополнительные, которые длятся неделю и проводятся в феврале.

Заявление на материальную помощь в школу: в 1 класс и другие классы, образец.

Заключение

В некоторых школах помимо уроков предусмотрены занятия с психологом. Специалист изучает уровень адаптации детей, мотивацию к школьному обучению и другие параметры. Все исследования должны проводиться исключительно с согласия законных представителей.

По окончанию адаптационного периода психолог должен ознакомить родителей с результатами тестирований и рекомендациями по каждому ученику.

Это поможет улучшить психологическое состояние первоклассника, а также облегчит процесс привыкания к новому режиму обучения в школе.

Источник: https://pravasemei.ru/deti/shkola/skolko-urokov-v-1-klasse/

Основные положения СанПиН для школ

Обучение в первом классе проводится санпин

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) вступили в силу 1-го сентября 2011 г. Эти правила регламентируют все сферы жизнедеятельности школы и приводят их в соответствие с современными представлениями о здоровье и безопасности детей от начальной школы до старшеклассников.

Несмотря на это новый СанПиН был жёстко раскритикован многими специалистами. В основном критике подверглось несоответствие требований суровым реалиям жизни. Большинство школ попросту не могут организовать соблюдение некоторых из требований документа.

К примеру, далеко не везде есть возможность оборудовать спальни для продлёнки первоклассников, причём отдельных для мальчиков и девочек. Некоторые учителя и психологи высказали сомнения по поводу правильности пункта правил, запрещающего привлекать школьников к уборке помещений.

Известно, что дети многому учатся, помогая старшим и наводя чистоту там, где сами намусорили.

Однако как бы ни относились к новому СанПиН, а соблюдать его придётся. Правда, школам дали год на приведение условий к требуемым. Но уже сейчас родителям следовало бы знать самые важные пункты, чтобы проследить за их соблюдением, а значит, чтобы обеспечить своим детям, прежде всего, здоровье.

Если вы заметили нарушение требований документа, смело жалуйтесь в Роспотребнадзор.

Территория школы

Школьный двор в обязательном порядке должен быть огорожен забором и иметь озеленение не менее чем на 50% территории и быть освещённой в тёмное время суток.

Во дворе должна быть оборудована спортивно-игровая площадка, имеющая весь необходимый для выполнения программы физкультуры инвентарь. При строительстве новых школ необходимо проектирование на территории зоны отдыха. На площадке обязательно твёрдое покрытие, а на футбольном поле – трава.

Заниматься на сырых площадках, а также при наличии на них ям и выбоин запрещено.

Территория школы должна содержаться в чистоте.

Здание школы, помещения и их оборудование

В новых и реконструируемых зданиях школ следует предусмотреть обучение только в одну смену.

Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.

В спортивных залах рекомендовано оборудовать душевые и туалеты – отдельно для мальчиков и девочек.

Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами. Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты.

Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины, высота которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учеников.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики. Табуретки или скамейки вместо стульев использовать нельзя.

Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением.

Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

В туалетах обязательно оборудовать кабины с дверями. А также необходимы холодная и горячая вода, мусорные вёдра с педальной крышкой, постоянное наличие мыла, туалетной бумаги и бумажных полотенец. Рекомендуется оборудование комнат или кабин личной гигиены.

Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната — 20 — 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 С, душевых — 25 С.

Все помещения общеобразовательного учреждения подлежат ежедневной влажной уборке. Если общеобразовательное учреждение работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены.

Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены. Спортивный инвентарь подлежит ежедневной обработке моющими средствами.

Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений проводится генеральная уборка. При этом труд обучающихся привлекаться не может.

Начальные классы

В старых зданиях желательно, в новых – обязательно иметь отдельный вход для начальной школы, которая должна располагаться в отдельном блоке. Первые классы могут находиться не выше второго этажа, а классы со второго по четвёртый – не выше третьего этажа.

Дети должны обеспечиваться партами с регулируемым наклоном поверхности. Размеры парт должны соответствовать росту учеников. См. таблицу «Размеры мебели и её маркировка».

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

  • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
  • использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре — декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 45 минут каждый);
  • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
  • для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;
  • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Старшие классы

Если парты в классе не регулируются по высоте, то за каждым классом рекомендуется закрепить свой кабинет, в котором мебель будет подобрана под рост каждого ученика.

Группа продлённого дня

Для первых классов должны быть оборудованы спальни, отдельные для девочек и мальчиков. В спальных не могут быть установлены многоярусные кровати.

Кружковая работа в группах продленного дня должна обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями.

Образовательный процесс

Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Величина недельной образовательной нагрузки не должна превышать нормативов – см. таблицу. Организация профильного обучения в 10 — 11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки.

Объём максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

  • для обучающихся 1-х классов не более 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2 — 4-х классов — не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
  • для обучающихся 5 — 6-х классов — не более 6 уроков;
  • для обучающихся 7 — 11-х классов — не более 7 уроков.

Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели. Необходимо также учитывать дневную и недельную умственную работоспособность. В четверг или пятницу следует организовывать облегчённый учебный день.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения должна соответствовать нормативам – см. таблицу.

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

Спортивные нагрузки должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста. Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 — 2-х классов — более 1,5 кг, 3 — 4-х классов — более 2 кг; 5 — 6-х — более 2,5 кг, 7 — 8-х — более 3,5 кг, 9 — 11-х — более 4,0 кг.

В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй — для приготовления домашних заданий.

Ученики

Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами.

А ещё вам может быть интересно:

Ответы на частые вопросы о СанПиНе для школ

Источник: http://YarMalysh.ru/oficialno/sanitarnye-pravila-i-normy-dlya-shkol/osnovnye-polozheniya-sanpina-dlya-shkol

Действующие СанПиН для школьных учебных заведений с изменениями и поправками –

Обучение в первом классе проводится санпин

Санитарно-эпидемиологические нормы и правила (СанПиН) для школ являются первоочередным документом, которым должны руководствоваться руководители учебных заведений во время организации учебного процесса. СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ периодически дополняется и изменяется. Последние корректировки в документ вносились в 2016 году.

Правила, прописанные в документе, являются обязательными для исполнения во всех государственных и частных образовательных учреждениях. Они должны учитываться при разработке нормативной и технической документации, которая проходит согласование в соответствующих инстанциях.

Цель документа – обеспечение комфортных условий в зданиях и помещениях, в которых обучаются школьники, установление нормативов безопасности окружающей среды. Только в школах, в которых соблюдаются прописанные требования, возможно получение качественного образования.

Правила предписывают, что в каждой школе должна быть современная компьютерная техника и доступ к сети интернет, спортивные залы, столовая, канализация, холодная и горячая вода.

Эти элементарные требования призваны обеспечить необходимые условия, позволяющие концентрироваться на учебном процессе, а не на решении каких-либо бытовых задач.

СанПиН 2.4.2.2821-10 устанавливает:

  • что на пришкольных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспортных средств, которые используются для перевозки учащихся;
  • между корпусами зданий, которые возведены на одной территории, должны находиться отапливаемые переходы;
  • школьные гардеробы должны иметь вешалки, ячейки для обуви, крючки для одежды, соответствующие росту школьников; кроме того, для удобства учащихся должны быть оборудованы гардеробные скамейки;
  • классные доски должны быть темно-зеленого или темно-коричневого цветов, при этом учебные помещения могут оборудоваться интерактивными досками, сенсорными экранами и другими современными приспособлениями, которые должны отвечать гигиеническим нормам;
  • температурный режим в туалетных комнатах должен быть не выше 21С, в душевых – не больше 25С;
  • часть кабинетов должна иметь доступ к водоснабжению.

Документ содержит требования и к малокомплектным учебным заведениям. В них должны быть такие обязательные помещения как гардероб, кабинеты для обучения, актовый зал, столовая, библиотека, санузлы, рекреация, подсобка, медицинский кабинет, спортзал, снарядная и другие необходимые административно-хозяйственные помещения.

Требования к организации учебного процесса

Кроме перечисленных требований, САНПИН устанавливает предельно допустимую нагрузку на учеников.

Так, аудиторная нагрузка не должна превышать 26, 32, 33, 35, 36 и 37 академических часов для учащихся 1-х, 2-4-х, 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х и 10-11-х классов. Внеурочные занятия должны длиться не более десяти часов в неделю для всех школьников.

СанПиН детализирует и общий допустимый объем нагрузки на каждого школьника в течение одного дня.

Допускается:

  • для учащихся первых классов – 4 урока каждые 4 дня, и 5 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
  • для учащихся 2-4-х классов – 5 уроков каждые 4 дня, и 6 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
  • для учащихся 5-7-х классов – не более семи уроков ежедневно;
  • для учащихся 8-11-х классов – не более восьми уроков ежедневно.

Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры.

Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.

Интерактивные доски допускается непрерывно использовать в течение пяти минут в 1-4-х классах, десяти минут – в 5-11-х классах. Общее время использования таких досок не должно превышать 25 и 30 минут соответственно. При этом во время одного урока запрещается использовать более 2-х электронных приборов для обучения.

Наполняемость классов, организация учебы и отдыха

Ранее в документе указывалась максимально допустимая наполняемость классов, которая составляла 25 человек (за исключением компенсирующих классов).

После внесения изменений предельно допустимое количество учащихся в одном классе рассчитывается исходя из соблюдения нормы площади на одного ученика.

Кроме этого, учитывается соблюдение требований к естественной и искусственной освещенности, расположению мебели, удаленности от светонесущей стены. Все эти требования должны соблюдаться для сохранения зрения детей.

Особые требования прописаны для организации учебы первоклассников. Так, длительность занятий для них не должна превышать сорок минут. Что касается организации отдыха, документ разрешает организацию дополнительных каникул для учащихся первых классов вне зависимости от учебных четвертей.

СанПиН предусматривает проведение в школах занятий в группах продленного дня, при условии включения в расписание полдника и непродолжительных прогулок. Также документ определяет, что сотрудники школ должны не реже одного раза в 12 месяцев проходить переподготовку и аттестацию.

Предполагается, что новые нормы должны улучшить условия и качество учебного процесса, что положительно скажется на его результатах.

Общий, максимальный, недельный объем аудиторной и внеаудиторной нагрузки приведен в таблице 1:

Таблица 1

Источник: http://semeynoepravo.com/medicina/sanpin-dlya-shkoly.html

Мир адвокатов
Добавить комментарий